Школа из бамбука


Школа из бамбука

S 1

Джон Харди входит в пятёрку лучших ювелиров Америки. Является учредителем ювелирной марки John Hardy и предприятия John Hardi Collection с оборотом около $100 млн в год. Украшения марки продаются более чем в 500 магазинах по всему миру. Cреди её поклонников Стинг, Сара Джессика Паркер, Селин Дион и Кейт Бланшетт. 

Фото: Sriyanta

 

В центре острова Бали уже несколько лет работает экологическая Зелёная школа, созданная знаменитым ювелиром Джоном Харди.

Школа расположена недалеко от города Убуда, среди джунглей этого индонезийского острова. Её здание построено из бамбука. Оно экологично не только снаружи, но и изнутри. Концепция школы заключается в развитии у учащихся бережного отношения к природе. И этой идее здесь посвящено всё. В школе нет искусственного освещения, необходимая энергия поступает от альтернативных источников – солнечных батарей и речной турбины. Продукты для столовой выращиваются тут же, на территории школы. Их хватает для приготовления обеда на 400 человек. Дорожки сделаны из вулканического камня – никаких продуктов нефтехимического производства…

S 5

Экологический отель Bamboo Indah

По соседству Джон Харди построил небольшой экологический отель, существующий по тем же принципам, что и его школа. Он перевёз сюда старинные дома с острова Суматра, декорировал их антикварными предметами, устроил самоочищающийся естественный бассейн, напоминающий озеро, вместо цветов на территории Bambu Indah выращивают фрукты и овощи.

Джон Харди, вырос в маленькой деревне в Канаде. У него рано выявили дислексию (частичное нарушение процесса чтения) и даже хотели из-за этого оставить на второй год. Он был неуверен в себе и плохо обучаем.
Его мать вспоминала, что Джон был ребенком, который по дороге в школу всё время плакал. В 25 лет, после окончания художественного училища, он уехал на Бали, влюбился в этот остров и встретил там свою будущую жену Синтию.

S 3

Вместе они создали один из самых знаменитых ювелирных брендов в мире. В его украшениях используется восточная тематика, соединение золота и серебра с драгоценными камнями. В орнаменталистике часто присутствует изображение бамбука – его любимого растения.

Сегодня Джон пропагандирует не ювелирные украшения, а бамбук – самый здоровый, по его мнению, строительный материал: «Бамбук лезет из земли как паровоз, и вырастает в кокосовую пальму за два месяца. А через три он уже может быть использован для строительства зданий. Он такой же прочный и плотный, как тиковое дерево...»

Джон Харди специально для ГРИН СИТИ:

– Как появилась Зелёная школа?

– Эта идея пришла ко мне ещё тогда, когда я занимался ювелирным делом. Я чувствовал, что такая школа может помочь поменять ситуацию в мире через изменение сознания детей. И я хотел сделать что-нибудь для Бали, потому что очень люблю этот остров. Зелёная школа на Бали – это было бы как раз то, что нужно. После того, как я увидел фильм Альберта Гора «Неудобная правда», моё отношение к окружающему миру серьёзно изменилось. У меня четверо детей, и я твёрдо решил, что должен сделать для них что-то очень важное. Фильм заставил меня понять, что уже нельзя пойти на попятную. Я осознал, что сегодня ещё можно свободно заниматься любым бизнесом, потому что нам доступны нефть, газ и другие материальный ресурсы. Но уже нашим детям их достанется куда меньше. Отсюда и основная идея Зелёной школы – учить детей тому, что можно и нужно жить с меньшими затратами.

– Кто может учиться в этой школе?

– В нашей школе учатся дети из 30 стран. По плану пятая часть учащихся должны быть с Бали, но пока их только 10 процентов, так что мы сейчас мечтаем об увеличении количества стипендий, чтобы местных учеников стало вдвое больше. В этом году у нас первый выпуск, и в нем только три балийца. Идея обучения заключается в том, чтобы дети, которые учатся в школе, стали лидерами «зелёного» движения. Они должны S 4получить отличное образование, особенно, в экологическом направлении. Знания их должны быть гораздо более глубокими по сравнению с теми, которые дают обычные школы. У нас есть дети из Австралии, США, Европы, Китая и т.д. Их родители, один раз побывав в школе, потом приходят в неё вновь, но уже вместе со своими детьми. Обучение в младших классах стоит $7 тыс. в год, в старших – $12 тыс. Не знаю, достаточно ли этого, чтобы жить в России, но подозреваю, что жить на Бали дешевле. В школе есть юридический отдел, который оказывает визовую поддержку для родителей и детей. Мы помогаем и в решении других проблем. У нас есть ограниченное количество мест в интернате, а также мы располагаем возможностью селить наших учеников в Чангу, Убуде или Сануре. Сама школа находится посередине острова. Дети ходят на занятия 5 раз в неделю, в каждом классе занимаются от 8 до 15 учащихся. После занятий у всех есть обязательная внеклассная работа. Для тех, которые учатся в 12 классе, этот год – выпускной.

– Чему учат в Зелёной школе?

– Школа учит обязательным дисциплинам – чтению, письму, арифметике, но кроме этого, наши воспитанники учатся и таким вещам, которые в обычной школе не преподают: работе в саду, принципам конструкции солнечных батарей, пониманию природы, ухаживанию за животными (у нас есть много животных), правильной еде. Таким образом, они узнают много новых вещей о жизни «зелёного» мира. Если вы живёте «зелёной» жизнью на Бали, то трудно вернуться в Россию и жить по-иному. Так что это своего рода болезнь. Нам нужно больше людей, которых бы эта болезнь захватила. Такие люди никогда больше не вернутся к бессознательной жизни. Они будут уже повернуты к «зелёному» сознанию.

– Какие проблемы экологии вас волнуют в первую очередь?

– Я однажды оказался вНью-Йорке во время наводнения. Это было самое большое наводнение за последние 150 лет. Это не ошибка. В Европе тогда была самая сильная за полтора веказима. Это люди так влияют на климат, сжигая нефть и газ. Поскольку климат на планете становится всё хуже, мы должны быть всё более заинтересованы в решении этой проблемы, иначе эта проблема всё решит за нас сама. Россия будет без остановки выкачивать нефть и газ, то же самое будут делать США и арабские страны. Таким образом, проблема будет решаться сама по себе, и когда это произойдёт, народ должен будет быть готовым к новой жизни.

S 2

– А так называемая пластиковая игла?

– На Бали почти весь мусор перерабатывается, но пластиковые пакеты ещё иногда продолжают бросать в реку. Мы озабочены этим и работаем над программой создания системы переработки пластиковых пакетов, но вы никогда не увидите бутылку из-под «Кока-колы» или из-под минеральной воды в реке, потому что они полезны и могут быть переработаны. В этом ключе мы работаем и над программой утилизации пластиковых пакетов.

– Вы были в России?

– Мы меняем наше отношение к природе, и одновременно меняется наша культура. Это же происходит и в России. Натуральное хозяйство и фермерская жизнь уходят в прошлое, а новая жизнь – она уже целиком городская, это жизнь среди пластика и фабричной еды. Для меня один из самых грустных дней – это когда «McDonald’s» пришёл в Россию, потому что это было началом конца. Я был в России всего 4-5 дней и хотел бы вернуться. Люблю Петербург, Люблю, когда идёт снег, это красиво, это похоже на рай. Я хотел бы посетить вашу страну во время снегопада, но не хотел бы жить в снегу.

– В чём особенность ваших ювелирных украшений?

S 6

– Мы соединяем руки балийцев с немецкой технологией. В результате получаются украшения одновременно и немецкие, и балийские – ручная работа, но с немецкой технологией. Вот в чём секрет. Получается хороший баланс.

– Сейчас вы не занимаетесь ювелирным делом?

– Нет, теперь я на все сто bamboo. Только bamboo. Я занимаюсь бамбуком во всех его проявлениях – мы строим здания из бамбука, делаем машины из бамбука, всем этим занимается моя компания PT Bambu. Сегодня из бамбука можно строить очень красивые здания – такие, как эта Зелёная школа. Больше у меня нет украшений, моё имя отдано этой марке, но мой мозг полностью отдан бамбуку.

S 7– А не хотите пропагандировать бамбук в Москве?

– Нам нужно построить в России Зелёную школу. Для этого необходим спонсор, а построим мы сами.

– Но снег…

– А не имеет значения. Бамбук является прочным материалом, прочней, чем сталь. Надо построить школу за пределами Москвы, но не очень далеко. Всё, что нам нужно, это один спонсор, человек с большими деньгами и желанием сделать что-то хорошее, а Зелёная школа – это очень хорошее дело.

 

Интервью и фото Александр Шаталов, о.Бали