Военное царство цветов

Военное царство цветов


Военное царство цветов

По замыслу хозяйки Павловска Павильон Роз должен был стать царством цветов. Цветы и их изображения присутствовали во всех интерьерах. Разнообразные вышивки с изображениями роз украшали изысканную мебель, специально сделанную для павильона. И фарфоровые сервизы здесь были украшены соответствующими росписями. В свободном пространстве павильона особое место занимали ширмы с вышивками и цветники, в которых стояли живые цветы. Но истинным царством цветов был сад вокруг павильона. Пышные садовые розы в рабатках сочетались с деревенской розой-ругозой и шиповником, посадки которого создавали зеленые беседки.

cvety1Именно этот уголок парка привлек особое внимание участников и зрителей Международного фестиваля цветочного и ландшафтного искусства «Императорский букет», прошедшего 14–15 июля в двенадцатый раз в Павловске, став его центром. И это не случайно.

Вернемся к его истории. Подлинный триумф принесло Павильону Роз событие чрезвычайной важности, произошедшее в нем 27 июля 1814 года. Тогда был устроен праздник торжественной встречи Александра I – освободителя Европы и победителя Наполеона. Специально к этому дню по проекту К. Росси к павильону пристроили большой танцевальный зал. Огромный, почти четырехсотметровый двусветный зал поражает своим великолепием. Широкий живописный фриз и роспись плафона выполнены декоратором Д.-Б. Скотти. Темперная живопись с позолотой сусальным золотом представляет собой крылатые фигуры, символы победы и славы; военные атрибуты: щиты, мечи, шлемы; античные дымящиеся жертвенники, музыкальные инструменты. Это торжественная аллегория, прославляющая императора. Центр плафона украшает композиция из двадцати подвесных гирлянд искусственных роз из разноцветного шелка, словно образующих огромную корзину. Из центра этой корзины спускается большая четырехъярусная люстра из деревянных позолоченных ободов с золотыми соединительными лучами. Стержень ее украшают металлические зеленые листья, образующие как бы ствол пальмы. По четырем углам, между цветочными гирляндами – четыре меньшие люстры такой же конструкции. Подобная декорация, сочетающая в себе мотивы торжества и триумфа, выраженные блеском золота, с трепетностью вечно прекрасной природы, олицетворением которой являются здесь цветочные гирлянды и листья светильников, колышащиеся и дрожащие при порыве ветерка – уникальный пример русского декоративного искусства первой половины ХIХ столетия.

cvety2На нынешнем фестивале Павильон Роз заключил в себе его главное «сокровище», удостоенное жюри Гран-при (статуэтки императрицы Марии Федоровны, выполненной скульптором А. Таратыновым). Речь идет о композиции «Бал в честь Победы», созданной Еленой Лазаревой и Надеждой Лукьяновой. Представляющая собой цветочный наряд – бальное платье с почти трехметровым шлейфом из роз на условной фигуре (манекене) императрицы с корреспондирующими фигурками «роскошных» павлинов, изысканными букетами, аккомпанирующими всей этой песне – кантилене, она стала подлинной жемчужиной фестиваля. В Розовом павильоне, месте проведения нескольких исторических балов, эта композиция смотрелась очень уместно, отличалась глубоким смыслом.

По своим задачам и устремлениям нынешний фестиваль, как и всегда, прост и понятен публике. Флористам было предложено реализовать в ярких и динамичных формах умение и талант в создании цветочных букетов, ландшафтных композиций, парковых скульптур и инсталляций из природных материалов. И все должно было быть посвящено славной дате в истории России – 200-летию Победы в Отечественной войне.

Двенадцатый праздник удивил и очаровал посетителей Павловского парка не только естественностью, природной красотой, изысканной гармонией своего цветочного убранства. Подсказанная славной юбилейной датой тематика цветочных композиций в оформлении парка позволила им вылиться в яркие, порой неожиданные, контрастные флористические и дизайнерские решения.

Продолжив путь от Павильона Роз, остановившись у «бивака», разбитого по инициативе энтузиастов из культурного центра знаменитой строгановской усадьбы Марьино (руководитель – Галина Степанова), представляющих композицию «Поле доблести», подойдем к Турецкой беседке парка. Приятно удивимся букетам и флористическим композициям, в основу которых положены атрибуты воинской формы – эполеты из хризантем различных цветов и оттенков с ягодными вкраплениями. Их создали флористы из компании «Орхидея» под художественным руководством Елены Веселовой.

Загадочные композиции без названия, сделанные из прутьев, завершающиеся «шапками» из пунцовых роз, окружили павильон «Молочня», расположенный невдалеке. Эту флористическую загадку-инсталляцию в стиле Land Art предложил отгадать зрителям известный испанский мастер из Барселоны, директор флористической школы и главный консультант мэрии каталонской столицы Жорди Паскуаль.

Пожелавшие спуститься в долину поэтичной реки Славянки и посетить Храм Дружбы непременно вступали на Чугунный мост, украшенный работой «Во славу Российской армии» Ирины Васильевой и ее помощниц из «Stella Amore». А в камероновском Храме посетителей встречали многодельные и замысловатые флористические композиции «Война и мир» – «Жезлы Победы», воспроизводившие знамена-хоругви, осенявшие воинов на полях брани. Их создатели Татьяна Черкасова и Николетта Климанова из студии при журнале «Цветы» (г.Москва). Вернувшись в придворцовый район парка, попав на вольерный участок, зрители имели возможность буквально насладиться «лицезрением» райских и диковинных птиц (понятно, из цветов и подручных природных материалов). Татьяна Санкина и мастера руководимого ее культурного центра «Планета» за оформление павильона «Вольер» получили специальный приз – заслуженную награду в номинации «Фигуративная флористика». Их «Птицы Победы и Мира» особенно полюбились многочисленным юным посетителям фестиваля. В «Вольере» работали и юные мастера, в том числе занимающиеся в Детском центре Музея-заповедника «Павловск». Хочется упомянуть и стоящий несколько особняком павильон «Круглый зал», отданный под творческие работы мастерам «икэбаны». Здесь специальный приз за композицию «Дань памяти Победителям в японском стиле» присужден группе «Химавари» под руководством профессора Ольги Мальцевой.

На придворцовой территории, за вольерным участком, раздольно расположились мастера Land Art. Постамент «Солнечных часов», увенчанный грандиозным патетическим букетом, окружен тапиарной скульптурой, представляющий завуалировано-ироничный и в то же время теплый намек на образ фельдмаршала победы – М.И. Кутузова и его сподвижников (в духе «Гусарской баллады»). Этот «комплекс» – «Памятник Победителю», созданный студией «Агава» под руководством Юлии Василюк, органично соседствовал с фантазией на тему «Поле военных действий», развернутым на газонах парка. Чемпионы С.-Петербурга по профессиональной флористике 2012 года Виталий Пятаков и его группа изобретательно, с большим юмором, использовав не только цветочные композиции, но и березовые бревнышки и прутья, создали иллюзию боевого сражения русских и французских воинов.

Собственный садик императрицы Марии Федоровны всегда был местом заветным, интимным, оттого и название соответствующее. И на фестивале он не стал местом экспериментов или новаторства. Традиционные букеты в классических вазах, но какие… Изысканные, выверенные, создающие иллюзию ясности, завершенности, покоя. Здесь царят порядок, справедливость, добродетель. Эта цветочная «Аллея Славы» создана мастером Иваном Пынтя и его коллегами из Молдавии. Более мажорная, насыщенная по цвету, композиция букета из роз «В честь победителей» также поместилась в Собственном садике, в отдельно стоящей мраморной вазе в липовом кинконсе (автор – Светлана Королева). 

Завершают оформление букеты на буферных газонах перед Большим дворцом на Парадном плацу. На центральном крыльце дворца два фланкирующих торжественных «Букета победителям» привлекают внимание своей мажорностью и последней яркостью уже почти осенних красок. Их создавали флористы школы искусств «Пальмира Арт» и клуба «Новая волна». Остальные букеты не были частью обязательной программы. Свои презенты – дружеские приветы – прислали коллеги по «музейному цеху». Ольга Филиппова и Юлия Малакеева из музея-заповедника «Царское Село» составили букет из пятнадцати видов цветов и растений: розы, пионы древовидные и садовые травянистые, ландыши, туберозы, лилии, дельфиниумы, мальвы, левкои, пеларгонии, гортензии, турецкая гвоздика, калина, подсолнухи. Вдохновлялись они совершенно определенным образцом – фарфоровым пластом Севрской мануфактуры, расписанным в 1780-е годы французским художником Ф. Парлетом из собрания Павловского дворца. В композицию букета музея-заповедника «Петергоф», составленную Натальей Невелевой и Еленой Кузьминой, вошли львиный зев, душистый табак, космея, розы и дельфиниумы, выращенные в музейных оранжереях.

Над разработкой своего решения «Букета императрицы» трудились флористы «Дворца конгрессов» в Стрельне (Ирина Гурина, Елизавета Михалева), отелей «Европа» (Евгения Ильмаст) и «Амбассадор» (Мария Хузина). Нынешний фестиваль распахнул двери внутренних покоев дворца. Ряд залов – Греческий, Верхний вестибюль – были украшены работами Елены Кладовщиковой. И, конечно, эффектно выглядела композиция – панно с монограммой императора-победителя Александра I, составленная из белых и желтых хризантем на главном портике дворца. Последняя работа, помешенная на фасаде дворца, – масштабный труд флористов Международной школы флористов-дизайнеров «Планта – А». Она стала генеральным партнером музея на нынешнем фестивале. Ее возглавляет член Национальной гильдии флористов России Алла Соколова, неоднократный участник фестиваля и член жюри.

Более ста флористов приняли участие в конкурсных программах фестиваля, работая на десяти его площадках. Но задачи фестиваля шире конкурса. Главная его задача – приобщить сотни и тысячи людей к прекрасному искусству составления букетов, любви к природной гармонии, бережному и внимательному отношению к природе, безусловно, в очередной раз, выполнена.

Фото 1: Атрибуты воинской формы - эполеты из хризантем - созданы флористами компании "Орхидея"

Фото 2: Композиция "Бал в честь Победы", главное "сокровище", удостоенное Гран-при Фестиваля. Авторы - Елена Лазарева и Надежда Лукьянова.