Любезные места Флоренции

Любезные места Флоренции


Любезные места Флоренции

Ты знаешь край! Там льётся Арно,
Лобзая тёмные сады;
Там солнце вечно лучезарно
И рдеют золотом плоды.
Там лавр и мирт благоуханный
Лелеет вечная весна,
Там город Флоры соимянный
И баснословный, как она.
П.А. Вяземский, 1834

Совершая в 1781–82 годах своё знаменитое европейское турне по Европе, граф и графиня Северные (великий князь Павел Петрович и его супруга Мария Фёдоровна) во время посещения Италии прибыли во Флоренцию. Воспользовавшись гостеприимством герцога Леопольда Тосканского (родного брата австрийского императора Иосифа II), они побывали в главной резиденции герцога и в садах, украшающих склоны холма Боболи, примыкающие к палаццо Питти. К этому времени сады были доступны широкой публике.

Сады, наряду с соборами и храмами, палаццо герцога и знати, были одной из главных достопримечательностей города. И, что в нашем случае важно, не без влияния впечатлений, полученных здесь, у Марии Фёдоровны в любимой её резиденции под Петербургом, на террасах над рекой Славянкой, появятся «Большие (Итальянские) круги».

Создавая в Павловске «Большие круги» с цветочными партерами и каменными террасами, архитектор итальянец Винченцо Бренна удачно использовал высокий берег Славянки для сооружения Большой Каменной (Итальянской) лестницы, украшенной скульптурами львов. А центр – возвышение каждого круга – украшался мраморной статуей. Работы итальянских мастеров ХVIII столетия располагались и по границам кругов…

То обстоятельство, что в 1766 году сады Боболи широко распахнули свои ворота перед публикой, стало немаловажным для активного их посещения русскими путешественниками – поэтами, писателями, музыкантами, художниками. А.К.Толстой, П.А.Вяземский, Н.С. Всеволожский, М.П. Погодин («Какие фонтаны, аллеи, что за лавры, что за кипарисы, зелёные дубы!»), Н.В. Станкевич, С.П. Шевырёв, Н.И. Греч, А.А. Голенищев-Кутузов, М.Д. Бутурлин, Ф.М. Достоевский, П.И. Чайковский оставили свои воспоминания о садах Боболи. Разумеется, это далеко не исчерпывающий список.

«Мы каждый день ходили с Фёдором Михайловичем в Giardino di Boboli (сад, окружающий дворец Питти), где несмотря на январь, цветут розы…», – свидетельствует А.Г. Достоевская. Секстет П.И. Чайковского «Воспоминания о Флоренции» навеян также и впечатлениями от волшебных флорентийских садов. Выдающийся художественный и музыкальный критик, историк искусства В.В.Стасов жил во Флоренции в 1851 году и оставил восторженное описание садов Боболи: «У меня есть здесь, во Флоренции, одно любезное место, с которого Флоренция ещё любезнее, ещё дороже… Когда мне чудесно хорошо, и, значит, когда мне непременно нужно, чтоб делалось всё лучше и одушевление росло бы до облаков – я иду туда и долго остаюсь там – совсем один. Этот сад великого герцога, позади дворца Pitti, зовут его giardino di Boboli. Он устроен так, как при Людовике ХIV, и после него устраивали французские сады: весь составлен из правильных геометрических фигур, деревья выстроены стенами, обрезаны под линейку, либо вогнуты длинными сводами, пруды тоже составляют разные фигуры, рококо, но именно этот сад больше, чем что-нибудь другое из виденного мною дал мне узнать, что никакими нелепостями нельзя задавить то, что хорошо. Он весь стоит на горе сзади дворца, и вся зелень его составлена из тех деревьев, для которых осень и зима никогда не существуют, – они вечно зелены, вечно живы и вечно густы. Это кипарисы, лавровые деревья, черный дуб и ещё деревья, которых многих я не знаю…». Стасов дал совершенно справедливую оценку этому чудесному месту, признанному шедевру садово-паркового искусства.

Вспоминая историю садов Боболи, заметим – как водится, часто не столько венценосные и сиятельные мужья, сколько их супруги, были подлинными хозяйками созданных по их желаниям садов и парков.

Супруга Козимо I (1522–1562) Элеонора Толедская привлекла к работе в своем «царстве Флоры» Никколо Периколи (Триболо) и знаменитого художника, скульптора, медальера, писателя Джорджо Вазари. Позднее здесь работал скульптор и зодчий Бернардо Буонталенти.

Парк пересечен по оси крупными дорожками. Главная из них заканчивается у непарадного паркового фасада дворца Питти. Начинающаяся у подножия холма, от расположенного там амфитеатра, дорога проходит меж кипарисов и дубов. Амфитеатр известен тем, что в нём давались самые первые оперные спектакли под открытым небом. В его центре – древнеегипетский обелиск из Луксора. Главную дорожку сада украшает Фонтан Нептуна.

allegoriaПарк Виллы Пратолино – другая крупная достопримечательность Флоренции – возник в 1570-е годы. Его заказчиком и первым владельцем был Франческо I Медичи (1541–1587). Парк был известен в Европе своими водными «шутихами», гротами необычных конструкций, созданные по новым для того времени технологиям, лабиринтами, каскадами малых прудов. Известность парку принесла гигантская скульптура «Аллегория Апеннин», изображающая огромную фигуру могучего старика, олицетворяющего знаменитые горы, созданная ваятелем Джованни Джанболоньей (1529–1608). Попытка мастера достичь органического слияния изваяния (а также и материала, из которого оно было изготовлено) с «родственной» природной средой увенчалась успехом. Период расцвета резиденции и его парка связан с именем основателя – герцога-мецената. Франческо Медичи, превративший дворец Уффици в музей, основавший Академию дела Круско, призванную хранить чистоту и классические традиции итальянского языка, создатель фабрики керамики и фарфора, выпускавший знаменитый «фарфорМедичи», был ярчайшей фигурой итальянского Возрождения. Резиденция Пратолино была подарена герцогом своей возлюбленной – Бьянке Капелло, венецианской красавице, вскоре ставшей женой мецената.

pticy in bobolyВ 1821 году парк Медичи был преобразован в пейзажный и ландшафтный. А четыре десятилетия спустя, когда основного дворца Медичи уже не существовало, его приобрёл русский посланник в Тоскане Павел Павлович Демидов. Поселившись в служебном корпусе, так называемом Paggeria (Доме пажей), он превратил его в достойное обиталище известного дипломата и мецената. Проект архитектурной планировки и приспособления здания к новым условиям был осуществлён архитектором Эмилио де Фабрисом. Вилла принадлежала русскому посланнику четверть века. После его смерти владение перешло к его супруге Елене, урожденной Трубецкая, которая в свою очередь передаст виллу в качестве свадебного подарка своей дочери – Марии Демидовой. Княгиня Мария Павловна, в замужестве – Абамелек-Лазарева, последняя из итальянской ветви рода Демидовых, в 1925 году получившая на Апеннинах гражданство, прожила на вилле полвека. Она заботилась о поддержании виллы: привела в порядок парк, восстановила старинную лестницу у южного фасада Paggeria, с помощью мастеров флорентийской Студии поделочных камней провела реставрацию статуи работы Джанболоньи.

vid na palacco pittyСерьёзным испытаниям и даже разрушениям парк подвергся в годы II Мировой войны. «Пратолино было во время войны на передней линии. Мой бедный парк очень пострадал от бомбардировок, тысячи деревьев сломаны и повалены, вилла тоже пострадала, стены, которые окружали парк, обрушились», – писала Мария Павловна. Сама она была выселена из виллы, занятой фашистами. Пратолино также подверглось бомбёжке, а парк использовали как кладбище. В 1955 году владелица скончалась, завещав имение своему племяннику – бывшему принцу-регенту Югославии Павлу Карагеоргиевичу. В конце концов, в 1980 году вилла перешла к государству, и парк стал общедоступным музеем.

Прочитывая страницы истории парков Пратолино в Италии и Павловска в России, анализируя современное их состояние, находишь общие проблемы. Оба парка пережили трагедию войны, были восстановлены, но в настоящее время нуждаются в серьёзной реставрации архитектурных объектов, элементов объёмно-пространственной композиции, восстановлении утраченных павильонов, которые играли и художественную, и утилитарную роль в парковых ландшафтах.

sady boboliВ нынешнем году по инициативе Ассоциации ландшафтных архитекторов и Администрации провинции Флоренция был организован семинар «Изумрудные ожерелья Санкт-Петербурга и Флоренции». На него были приглашены специалисты из Петербурга – из Комитета по охране памятников, Лесотехнической академии, музея-заповедника «Павловск». Флорентийских коллег интересовали вопросы, связанные с реставрацией и восстановлением объектов ландшафтной архитектуры нашей северной столицы, особенно опыт и особенности реставрации Павловска. Флорентийцы планируют проведение серьёзных реставрационных работ пейзажного парка Пратолино, раскинувшегося на 150 гектарах. В Италии аналогов этому пейзажному парку, да ещё подобной площади, нет. После многочисленных исследований представители Флоренции, ландшафтные архитекторы, прежде всего, Мариакиара Поццана, приступили к совместной работе с петербургскими специалистами. Сотрудничество с Павловском будет плодотворным, так как наш всемирно известный ландшафтный парк также важен для русских, как для итальянцев – Пратолино.

Фото: Светлана Федорова